Содержание
Предыдущая глава
Следующая глава
|
|
5. Битва за Англию. Июль- сентябрь 1940
"Битвой за Англию" назвали историки сражение 3 тысяч английских лётчиков с германской авиацией летом и осенью 1940 года. Немцы рассчитывали подавить английскую авиацию и нейтрализовать флот ударами с воздуха. Угроза вторжения и беспощадные бомбардировки английских городов должны были заставить англичан заключить мир, признав захват немцами европейских государств.
10 июля 1940 года "Люфтваффе" начали бомбардировки доков на юге Англии, что должно было помешать англичанам ремонтировать поврежденные суда. С 29 июля начались бомбардировки Дуврского порта, в котором находились английские военные корабли, готовые противостоять вторжению. 11 августа флот вынужден был уйти из Дувра в Портсмут.
19 июля Гитлер, выступая в рейхстаге, вновь предложил Англии заключить мир, заявив, что это последнее предложение. 22 июля английское правительство ответило отказом. В тот же день, на совещании с верховным командованием немецкой армии, Гитлер потребовал разработать план кампании против СССР. Указание о переброске танков на Восток было отдано ещё 3 июля (начало переброски - 17 июля). Решение о вторжении в Англию осенью 1940 года окончательно не было принято, несмотря на приготовления и интенсивные совещания в Генеральном штабе.
Английская авиация, потерявшая в боях над Францией свыше 900 самолётов (половину всех посланных), не казалась немецкому командованию серьёзным препятствием. В самом начале немецких бомбардировок Геринг, командовавший "Люфтваффе", заявил, что ему понадобится 4 недели, чтобы очистить небо от английских самолётов. Однако новые типы истребителей, которые уже выпускала английская промышленность, - Харрикейны и Спитфайеры - оказались значительно лучше, чем те самолёты, которые англичане использовали во Франции. Спитфайеры, хоть и уступали по ряду технических характеристик Мессершмидтам, уже могли с ними бороться, в отличие от самолётов старых конструкций. Вдвое более дешевые Харрикейны использовались, в основном, против немецких бомбардировщиков.
К середине июля англичанам удалось восстановить потери своей авиации (английская промышленность выпускала по 500 самолётов ежемесячно), но для обучения необходимого количества летчиков требовалось намного больше времени. Тем не менее, налёты немцев в течение первого месяца бомбардировок стоили им около 300 сбитых самолётов, в то время как английские RAF (Королевские авиационные силы) потеряли лишь 150. Это объяснялось в основном тем, что немецкие бомбардировщики не были в достаточной мере прикрыты истребителями (из-за небольшого радиуса действия истребители могли находиться над Лондоном не более 20 минут).
С 13 августа Люфтваффе начали бомбардировки английских аэродромов, предварительно нанеся удар по радарным станциям. Эта операция едва не закончилась катастрофой для англичан. С 18 августа
каждый из сотен немецких бомбардировщиков прикрывался двумя истребителями. Англичане стали терять больше самолётов, чем их противники, и не успевали ремонтировать аэродромы. В то же время немцы не бомбили жилые кварталы английских городов (в отличие от безжалостных бомбардировок Мадрида, Варшавы и Роттердама), и английская авиация, соблюдая "правила игры", не трогала немецкие города.
Такое положение оказалось нарушенным 24 августа, когда немецкие бомбардировщики сбросили бомбы на Лондон. Немцы заявили о случайной ошибке одного пилота. В действительности бомбы падали в течение нескольких часов в разных районах Лондона(40-431); по- видимому, эта бомбардировка была пробным камнем, с целью проверить реакцию англичан на угрозу гражданскому населению. Черчилль в ответ приказал бомбить Берлин; первая бомбардировка Берлина состоялась в ночь на 26 августа. В следующие 10 дней Берлин бомбили ещё 4 раза, несмотря на угрозу Гитлера сравнять английские города с землёй. Эти английские бомбардировки были неэффективны и разрушения в германской столице незначительны. Тем не менее, с 7 сентября Люфтваффе переключились на Лондон. Немецкие аэродромы во Франции находились в несколько раз ближе к Лондону, чем английские - к Берлину; к тому же немцы в этот период войны располагали значительно большим количеством бомбардировщиков. Бомбардировки Лондона привели к значительным жертвам среди мирного населения (за сентябрь погибло около 7 тысяч человек), однако англичане получили возможность восстановить аэродромы; их истребительная авиация пополнила свои силы и немцы снова стали терять больше самолётов, чем английские ВВС.
Стало очевидным, что попытка немцев уничтожить или подавить английскую авиацию потерпела провал. 17 сентября Гитлер принял решение отложить вторжение в Англию на неопределённое время.
Бомбардировки Лондона, а затем и других английских городов продолжались до мая 1941 года. Чтобы избежать больших потерь самолётов во время дневных налётов, немцы перешли к ночным бомбардировкам. "Ночные" истребители англичан, оборудованные приборами, регистрирующими инфракрасное излучение, были несовершенны и из 400 немецких самолетов, бомбивших Ковентри 14 ноября 1940 года, удалось сбить лишь один. Немцы беспрепятственно разбомбили 12 авиационных заводов города и его жилые кварталы. Англичане также бомбили по ночам немецкие города, но значительно меньшими силами и с намного меньшим эффектом.
Прекратив бомбардировки Англии в связи с нападением на СССР, немцы возобновили их в 1942 году. Спорадические налёты немецкой авиации, а затем обстрелы с помощью ракет продолжались в течение почти всей войны. Число погибших от немецких бомбардировок достигло 60 тысяч человек и 86 тысяч были тяжело ранены. Английская авиация, в последующие годы многократно увеличившая свою мощь благодаря американской поддержке, сумела нанести немцам гораздо больший урон. Количество немцев, погибших от английских бомбардировок, Черчилль считал в 10 - 20 раз большим, чем потери англичан. Погибло также множество иностранных рабочих, лишенных возможности пользоваться в Германии бомбоубежищами.
Немцы потеряли над Англией свыше 1700 самолётов. Но главное значение "Битвы за Англию", в которой участвовало сравнительно немного людей, состояло в том, что Англия осталась в борьбе с фашизмом.
|
|